Конкурс прошел, прошло награждение. Не все участники стали призерами, но не это главное. На самом деле победили все преподаватели, решившиеся участвовать в конкурсе.
Во-первых, они победили самих себя, не пожелав остаться безучастными к современным проблемам, несмотря на все трудности ушедшего учебного года.
Во-вторых, каждый урок оставил свой добрый след в душах преподавателей и детей, независимо от того какое место было присуждено ему решением жюри. А ведь именно это и было главной целью конкурса.
Поделиться своими впечатлениями мы попросили учителей, предложив им ответить на несколько вопросов:
-
Как конкурс отразился на вас. Что нового открыли вы для себя в ходе подготовки к уроку.
-
-
Считаете ли вы, что проведенный урок повлиял на мировоззрение детей.
-
-
Ваше мнение относительно полезности проведения подобных уроков.
-
-
Ваше мнение относительно полезности проведения подобного конкурса в следующем учебном году.
ДОРОТЮК ГАЛИНА ИВАНОВНА,
Феодосийский УВК «школа-гимназия» № 17
Тема "Возрождение духовно-нравственных семейных ценностей. Семья - основа общества"
- Я работаю учителем русского языка и литературы, а также преподаю художественную культуру и курс «Основы православной культуры Крыма». Предложение принять участие в конкурсе на лучший урок нравственности привлекло меня возможностью обратиться с девятиклассниками к актуальнейшим темам современной жизни нашего общества. Изначально я решила, что это должен быть не урок ОПКК, который всегда предусматривает обращение к нравственным проблемам, а урок по моей основной специальности. Мне хотелось показать, что на любом обычном уроке можно обратиться к этим проблемам. В ходе подготовки к уроку я открыла для себя, прежде всего, то, что ребята готовы к обсуждению поднимаемых вопросов и даже ждут серьёзного разговора на «жизненные» темы, они открыты для восприятия тех истинных ценностей, о которых мы говорили. Нам часто не хватает времени для этих откровенных бесед с ребятами, и конкурс дал возможность понять, что следует просто пересмотреть структуру отдельных уроков, чтобы не выискивать специального времени для обсуждения нравственных проблем.
- Мы с ребятами проводили урок в форме ролевой игры – беседы «за круглым столом» в телестудии. Эта форма проведения урока требует большой, достаточно долгой предварительной подготовки. И уже в ходе подготовки у ряда ребят кардинально поменялось отношение, например, к так называемому гражданскому браку. Если в первых интервью они говорили, что это не только вполне приемлемая, но и желаемая форма для проверки чувств и т.п., то в ходе подготовки они поняли, что это не так. По-другому девятиклассники оценили проблемы взаимоотношений «отцов и детей», неполных семей и т.д. Вообще, на уроке был обсуждён целый ряд проблем по теме «Семья – основа общества. Возрождение духовно-нравственных ценностей», каждая из которых оказалась глубоко интересной для подростков. Кстати, тему урока мы с ребятами выбирали вместе из перечня предложенных, и именно эта тема заинтересовала их больше всего. Я считаю, что это вполне объяснимо: ребятам этого класса по 15 – 16 лет, буквально через несколько лет им предстоит создавать свои семьи, и поэтому проблемы семьи их волнуют. На мой взгляд, нам удалось направить беседу в нужное русло, и школьники сделали правильные выводы. Кроме того, я считаю удачной выбранную нами форму проведения урока, так как ребята попробовали себя в разных социальных ролях, «прожили» в ходе урока разные жизненные ситуации, и это тоже повлияло на их отношение к обсуждаемым проблемам. Конечно, роль учителя здесь оставалась как бы «за кадром», так как в ходе урока работали сами ребята; роль учителя состояла в том, чтобы до урока помочь участникам беседы «за круглым столом» разобраться в оценке анализируемых ими проблем.
- Убеждена, что такие уроки необходимы. Особенно сегодня, когда со всех сторон на ребят выливается масса негативной информации, безнравственность практически вводится в норму (СМИ, особенно телевидение, Интернет и т.п.), и противостоять этому, безусловно, могут помочь подобные уроки. Считаю, что организаторы конкурса – молодцы! От нас с ребятами СПАСИБО за этот конкурс! На мой взгляд, было бы очень хорошо, если бы проведение такого конкурса стало традицией. Уверена, что количество учителей, желающих принять в нём участие, увеличится. «Капля камень точит», и чем больше будет подобных уроков, тем больше школьников будут задумываться над истинными и мнимыми ценностями. В текучке, как я уже упоминала, мы не всегда успеваем отреагировать на всё, что слышат и видят наши ученики, а конкурс даёт возможность сфокусировать на этом внимание.
- А самое главное, конкурс даёт возможность учителям «увидеть» друг друга, поделиться своими находками – «один ум хорошо», а много, безусловно, лучше. Замечательно, что мы уже получили диски с записью нескольких уроков, надеемся, что получим и другие. Эти методические находки очень помогут нам в нашей дальнейшей работе.
Томан Любовь Алексеевна
учитель учебно-реабилитационного центра «Надежда» I-III ступеней г.Симферополь
Тема:"Любовь Матери!"
· Участвовать в конкурсе на лучший урок нравственности я решилась не сразу. Первая мысль была, что первый класс не сможет окунуться в такую сложную тему, как нравственность. Но на глаза попались слова А.С.Макаренко
"Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной."
А нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу; отношения к труду, своим обязанностям и самому себе.
Поэтому сомнения отпали. Именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
В ходе подготовки к уроку большое внимание уделила выбору темы. Тема моего урока "Чудо материнской любви".
Настоящая любовь безоговорочная и должна проявляться во всех искренних отношениях.
Именно такая безусловная, независимая ни от чего любовь и является фундаментом, на котором основаны надёжные взаимоотношения со своими детьми, именно это может обеспечить реализацию потенциальных возможностей и талантов ребёнка в полной мере. Мы можем быть уверены, что ребёнок правильно воспитан и дисциплинирован, только если в основе воспитания лежит безусловная любовь. Без этого невозможно проникнуть в душу ребёнка. Безоговорочная любовь – это путеводная звезда в воспитании ребёнка. – Вот что хотелось мне сказать своим уроком!
· Безусловно, урок тронул души ребят. С каким энтузиазмом они готовили свои рисунки. Ведь нарисовать нужно свою маму – самого дорогого в жизни человека.А вот что такое любовь? Как это объяснять детям. В основе всех взаимоотношений, связанных с любовью лежат очень мощные и мудрые слова: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит" (. Первое послание к Коринфянам, 13: 4-7). И дети прониклись темой. А о своих детях хотела сказать немного для того, чтобы было понятно, почему на уроке мы общаемся больше мысленно, чем вербально.
Учебно-реабилитационный центр "Надежда" – учебное заведение для детей с особыми потребностями. Дети, несмотря на физические, психологические и психические проблемы, любимы, дружны. Учатся и работают не чувствуя своей особенности. Они как все. Они творческие и интересные. Девочка с аутизмом не всегда адекватна, к примеру. Но дети принимают её, как члена коллектива, понимают, что она тоже в нашей семье, приспосабливаются к общению с ней и любят, жалеют её.
· В 2010/2011 учебном году нужен этот конкурс. Я опять хочу в нём участвовать. Но не ради победы, а для обмена опытом подобной работы. Хочу иметь соратников, новых друзей – единомышленников.
Цатурова Ирина Николаевна
учитель Чистенского УВК «Школы-гимназии» Симферопольского района
Тема: "Исправляй причиненное тобою зло..."
Как конкурс отразился на Вас? Что нового открыли Вы для себя в ходе подготовки к уроку?
С большим энтузиазмом и радостью включилась в подготовку к конкурсу, вдохновила коллег на участие. Конкурс восприняла как эстафету нравственности по школам Крыма. Захотелось разработать спецкурс по нравственному воспитанию.
Считаете ли Вы, что проведенный урок повлиял на мировоззрение детей?
Урок провела в семи классах школы (приблизительно 150 человек). В каждом классе урок получился разный, но результат один – слова прощения облегчают душу и вызывают слезы радости. После урока некоторые дети пришли в Церковь.
Ваше мнение относительно полезности проведения подобных уроков.
Уроки, проведенные в нашей школе, были очень востребованы. Не только дети, но и родители говорили: «Спасибо за урок!». Старшеклассники особенно отметили новизну и полезность информации, для многих детей она была новой.
Ваше мнение относительно полезности проведения подобного конкурса в следующем учебном году.
Конкурс необходимо проводить ежегодно. В школе остро стоит проблема нравственного воспитания. И проблема это отнюдь не школы, а общества.
Андрикова Любовь Николаевна
Богатовская ОШ I-III ступеней Белогорского р-на АР Крым
Тема: «Зарождение новой жизни. Жизнь – дар Божий. Сохрани жизнь»
Как конкурс отразился на вас. Что нового открыли вы для себя в ходе подготовки к уроку.
На многое конкурс заставил взглянуть по- другому, открыл много нового. То, что раньше воспринимала, как почти житейское дело , предстало во всём ужасе содеянного. Уверена, что знай я раньше всю правду об абортах, никогда бы их не было в моей жизни. Поэтому возможность при помощи урока рассказать другим то, чего не знала в своё время я, считаю счастливой возможностью хоть что- то искупить... И , может, кого-то уберечь от подобного.
Считаете ли вы, что проведенный урок повлиял на мировоззрение детей.
Я просто уверена в этом. Это было видно и во время урока, и помимо. Дети обсуждали найденные материалы, спорили, делились мыслями с друзьями и родными. Уроком, без преувеличения, жило всё село и вся школа.
Ваше мнение относительно полезности проведения подобных уроков.
Я очень благодарна организаторам конкурса за эту замечательную идею.Все темы очень важны и полезны. Планируем с коллегами в будущем году посвятить им классные часы.
Ваше мнение относительно полезности проведения подобного конкурса в следующем учебном году.
Думаю, обязательно нужно продолжить конкурс. У нас много талантливых педагогов, а конкурс предоставляет возможность отдать лучшее самому важному: " сеять души" в детях, созидать наше будущее.
Боброва Татьяна Николаевна
учитель Чистенского УВК «Школы-гимназии» Симферопольского района
Тема: "Как жить в этом многоликом мире.?"
Как конкурс отразился на Вас? Что нового открыли Вы для себя в ходе подготовки к уроку?
Я всегда интересовалась этим вопросом, так как нравственность – непреходящая ценность. Когда мы услышали о конкурсе, мы почувствовали себя частицей того коллектива людей, которые задумываются о духовном здоровье наших детей.
Считаете ли Вы, что проведенный урок повлиял на мировоззрение детей?
Я думаю, что все вопросы, касающиеся нравственности, влияют на мировоззрение детей. Особенно важно это сейчас, когда происходит падение нравственности.
Ваше мнение относительно полезности проведения подобных уроков.
Очень полезно. И не только для детей, но и для родителей.
Ваше мнение относительно полезности проведения подобного конкурса в следующем учебном году.
Надо привлекать больше учителей к проведению и участию в конкурсе. Необходимо сделать этот конкурс традицией.